Водители грузовиков выражают недовольство автоматизированным контролем веса
Сложности с обжалованием штрафов из-за непрозрачности системы подтверждают активисты
В России участились жалобы водителей грузовиков на результаты автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), сообщили «Известиям» представители общественных организаций. Уже поступили обращения из 15 регионов страны. Водители указывают на частые ошибки в работе систем, например, зафиксированы случаи, когда система показывала вес в 33 тонны, хотя физически грузовик мог быть нагружен только до 16 тонн. За такие мнимые перевесы владельцам грузовиков выписываются штрафы до 500 тысяч рублей, которые чрезвычайно сложно обжаловать. Опрошенные перевозчики требуют сделать систему контроля более прозрачной, поскольку результаты проверки становятся известны только после начисления штрафа.
Реальные и мнимые нарушения
Проблемы с некорректной работой АПВГК и сложностями в обжаловании штрафов обсудили в «Народном фронте». Эти системы, известные как «рамы», проверяют вес и габариты грузовиков на ходу, заменяя традиционное взвешивание с инспектором. На данный момент на федеральных трассах действует 60 таких пунктов, а на региональных дорогах — более 300, с планами установить еще 417 к 2030 году, сообщает Росавтодор.
Штрафы за превышение веса или габаритов могут достигать 400 тысяч рублей, причем в регионах нормы могут варьироваться. После выявления нарушения данные отправляются в Ространснадзор, где и выписывается штраф. Обычно, штрафы перекладываются на отправителей груза, поскольку они отвечают за правильную загрузку.
Ежемесячно в России выносится более 40 тысяч постановлений о штрафах со средней суммой от 250 до 400 тысяч рублей, согласно данным Центра автоматической фиксации административных правонарушений.
Трудности в обжаловании и предложения по улучшению
«До получения штрафа водители зачастую не имеют доступа к точной информации о замерах, что затрудняет обжалование в суде», — отметили в общественном движении. Большинство жалоб поступило осенью и зимой 2023 года, так как штрафы приходят через полтора-два месяца после нарушения.
Ольга Позднякова из «Народного фронта» рассказала о необходимости публичных проверок АПВГК, на которых поступает больше всего жалоб, и предложила ввести онлайн-мониторинг для оперативного выявления некорректных измерений. Также обсуждается возможность контрольного взвешивания для сравнения показателей.
Реакция рынка и предложения
Участники рынка, опрошенные «Известиями», подчеркивают, что система часто ошибается в определении нагрузки на ось, не учитывая погрешности. Это приводит к необоснованным штрафам, которые сложно обжаловать. Предлагается ввести систему информирования в реальном времени о превышении параметров и возможность контрольного взвешивания для предотвращения ошибок.
Перевозчики и общественные организации настаивают на необходимости изменений в системе АПВГК для обеспечения справедливости и прозрачности в контроле веса и габаритов транспортных средств.